Что такое Girl’s gaze?

Anastasia Glazunova
3 min readMar 24, 2021

С большей репрезентацией женщин в художественных профессиях возникло очевидное влияние “мужского видения” красоты на творческие индустрии: живопись, кино, фотография, мода, etc. Женщины, чтобы их признали мастерами, брали на выставки и в прокат, повторяли за мужчинами — сексуальная объективация, пошлое изображение оголённых тел и тому подобное.

Феминистки второй волны назвали это явление Male gaze. Устойчивое понимание красоты, которое сложилось за века патриархальной культуры, ведь искусство создавалось мужчинами и для мужчин.

Большое влияние мужского взгляда на культуру может оказывать пагубное воздействие на женскую самооценку и самообъективацию, приводя к усилению телесного стыда и ухудшению психического состояния.

Репрезентация “идеальных женщин” в Male Gaze:

На мой взгляд это происходит уже достаточно давно: отсутствие здоровой репрезентации реальных женщин в обществе создаёт нездоровую атмосферу стереотипизации и постоянного стресса по поводу внешнего вида и поведения.

С большим проникновением женщин в эти творческие профессии начала появляться самостоятельная культура, утверждение нового вида красоты без оглядки на “чтобы понравилось мужской аудитории”, а именно так, как видит красоту автор(ка).

Это не(!) значит что женщины в повестке “женского взгляда на искусство” не создают сексуализированный контент, но они создают его в рамках собственного вкуса, собственного творческого видения и собственного чувственного опыта без оглядки на мужское восприятие и одобрение.

Для меня, например, @vkolgotah — это попытка для себя сформировать собственный Girl’s gaze. Время от времени я удаляю оттуда фотографии, в которых я начинаю видеть “мужской взгляд”, потому что моё собственное видение развивается, я не хочу продолжать видеть всё под призмой “понравится ли этот кадр мужчинам”.

Юлия Навальная для Harper’s Bazaar
Фотограф из Болгарии — Элина Кечичева https://instagram.com/elina_kechicheva
Kate Winslet for Glamour UK
Виктория Шелягова в лукбуке Loom by Rodina
Rosamund Pike для журнала Paris Match

Иногда туда попадают сексуализированные картинки, но в той степени прекрасного, которую я чувствую женской частью себя, и некоторые безобидные картинки не попадают в канал, потому что я чувствую их иначе.

Girl’s gaze — это понимать, отделять и формировать собственное чувство прекрасного от навязанного обществом, журналами, образованием, популярным искусством.

Конечно в фемтеории понятие встречается как Female gaze, но мне пока ближе более инфантильный и неформальный подход.

--

--

Anastasia Glazunova

Контент-менеджер, феминистка, фотограф.